+7 (499) 372-77-77
(многоканальный)

Пн-Пт: 09:00 - 17:00
Сб-Вс: Выходной

+7 (495) 980-89-25
(офис в Житнево)

Пн-Пт: 08:00 - 16:30
Сб-Вс: Выходной

Стыковые болты ж/д ГОСТ 11530–93



Под рельсовым стыком понимается место, в котором концы рельсов соединяются и образуют таким образом рельсовую нить. Формируется сегодня такое сопряжение двумя способами: с применением болтов совместно со стыковыми накладками, либо путем сварки. В последнем случае трактовка понятия «стык» носит достаточно условный характер. Ведь при сварочном соединении стыковой зазор как таковой отсутствует. Но на отечественных Ж/Д магистралях сегодня превалируют рельсовые сопряжения механические накладочно-болтового типа.

Конструкция болта

Конструктивное исполнение данного крепежного изделия включает следующие компоненты: стержень в виде цилиндра, подголовок с овальными очертаниями и круглую головку.
болт жд.jpg

Конфигурация подголовка болта совпадает с формой находящихся в двухголовых накладках отверстий. Такое решение препятствует прокручиванию крепежного изделия, когда на нем плотно затягивается гайка. Следует знать особенность установки болтов в вышеуказанные двухголовые накладки. Делается это так, чтобы головки находящихся по соседству двух подобных крепежных деталей в итоге оказались на противоположных боковых плоскостях рельсов.

Исполнение и технические характеристики

ГОСТ 11530-93 устанавливает две формы исполнения стыковых болтов. Ниже представлен первый вариант.



Радиус усеченной сферы головки болта R равен ее высоте (параметр K)

Исполнение №2 стыкового болта выглядит следующим образом:



Значения параметров, отображенных на рисунках, представлено в таблице

Параметр

M27

M24

M22

L варианта исполнения

2

180,0 150,0

160,0 140,0

140,0

1

160,0 130,0

150,0

135,0

P (шаг резьбы)

3,0

2,5

b (длина резьбовой части)

66

56

r1 (не меньше)

3,0

r

min1 max2

h1

Предельно допустимое отклонение – 1,8

6

h

12

S (Пред. доп. откл. – 2,1)

27,0

24,0

22,0

V1

Пред. доп. откл. – 1,0

37

32

30

V

38

33

31

Допуск на симметричность головки по отношению к оси стержня с резьбой (диаметральное выражение)

 

2,0

K – высота головки (пред. доп. откл.  ±0,9)

17,0

14,0

13,0

D- диаметр усеченной сферы головки (пред. доп. откл. ±1,25)

46,0

40,0

37,0

Технические требования

Отечественный нормативный документ ГОСТ 11530 от 1993 года устанавливает ряд технических требований к конечному изделию в виде стыкового болта. Назовем их.

Диаметр резьбы

Минимальное значение разрушающей нагрузки кгс (Н) для болтового крепежа с соответствующим классом прочности

10.9

8.8

M27

48 600 (477 000)

38 800 (381 000)

M24

37 400 (367 000)

29 900 (294 000)

M22

32 100 (315 000)

25 700 (252 000)


Если же при таких нагрузках болт разрушился по виткам резьбы либо по стержню, он признается выдержавшим испытание на разрыв.

Затягивание гаек на болтах

Надежная работа рельсового стыка является величиной производной от совокупности следующих факторов:

  • длина соединительных накладок;
  • достаточность прижатия и плотность прилегания к рельсу рабочих граней накладок;
  • собственно, мощность используемых накладок.

жд болты.jpg

Но особо важное значение в данном аспекте занимает усилие затягивания гаек на стыковых болтах. В частности, величина крутящего момента, когда со стыковыми болтами и гайками совместно используются шайбы одновитковые пружинные при соединении рельсов типа P75, P65 составляет 600 Нм, а P50 – на четверть меньше – 450 Нм.

Также необходимо учитывать возможность среза стыковых болтов либо их изгиба при низких температурах на поверхности грунта. Чтобы не допустить этих явлений зазоры в стыках:

  • рельсов длиной 36 метров должны быть не больше 24 мм;
  • рельсов длиной 25 метров – не более 22 мм.

Заключение

Срок службы болтового соединения имеет непосредственную связь с продолжительностью срока службы соединяемых рельсов. Когда осуществляется их полная замена все скрепления подвергаются проверке с последующей сортировкой. Возможно повторное использование соединительных элементов, даже после их ремонта. В отношении стыковых болтов статистика приводит обнадеживающие данные. Повторно можно использовать до 70-80 процентов от бывших в эксплуатации таких крепежных деталей.

a



 

comments powered by Disqus