+7 (499) 372-77-77
(многоканальный)

+7 (495) 980-89-25
(офис в Житнево)


Разъемные резьбовые соединения



В машиностроении выполнение разъемных соединений с использованием болтов, винтов, шпилек, гаек и шайб составляет свыше 20% от общего количества различных видов соединений конструкций современных машин. От качества деталей, правильного сочетания классов прочности, совместимости материалов и покрытий, а также надежности сборки в большой степени зависит работоспособность оборудования в различных условиях эксплуатации.

При сборке стыков разъемных соединений, содержащих несколько болтов, их необходимо затягивать в определенной последовательности для того, чтобы предотвратить деформацию и перекосы затягиваемых крепежных деталей. Затяжка каждой из гаек выполняется поочередно, в пять-шесть этапов, обычно в расположенных диаметрально (противоположных) точках, начиная от 10-15% расчетной нагрузки каждого болта. Соединения затягивают до достижения в стержне болта соответствующего номинального напряжения, величина которого напрямую зависит от материала (класса прочности) и классов точности болта и гайки, а также качества обработки сопрягаемых поверхностей изделий.

В любом случае работоспособность разъемного соединения будет наилучшей при выполнении его затяжки на максимально допустимое усилие. При затяжке болта с усилием, превышающим допустимое, соединение может быть повреждено. Поэтому очень важно предварительно правильно определить величину этого усилия с максимально возможной точностью. ГОСТ 1759 определяет двенадцать классов прочности болтов с величинами пределов текучести от 20 до 126 кгс/мм2, которые производят из различных марок углеродистых и легированных сталей, содержащих от 0,10 до 0,40% углерода. Значения номинальных усилий и моментов закручивания болтов, наиболее часто используемых при выполнении разъемных соединений, приведены в соответствующих таблицах нормативно-технических документов. При необходимости величина  момента затяжки может быть определена опытным путем для каждой группы болтов или каждого вида соединений.

Напряжение в материале стержня болта при его затяжке в разъемном соединении изделий представляет собой сумму скручивающих и растягивающих напряжений от момента затяжки. Сам же момент затяжки, в зависимости от качества выполнения резьбы и свойств нанесенной смазки, увеличивает напряжение в стержне болта на 15-20%, вызывая тем самым необходимость снижения значений полезной нагрузки. Для того, чтобы исключить полностью влияние момента затяжки на прочность болта, после выполнения затяжки гайки (на расчетную для данного разъемного соединения величину нагрузки) ее необходимо развернуть обратно на 1-3 градуса.



           

comments powered by Disqus