+7 (499) 372-77-77
(многоканальный)

Пн-Пт: 09:00 - 17:00
Сб-Вс: Выходной

+7 (495) 980-89-25
(офис в Житнево)

Пн-Пт: 08:00 - 16:30
Сб-Вс: Выходной

Сборка резьбовых соединений



Под резьбовым понимается соединение элементов, осуществляемое с помощью винтовой (спиралевидной) поверхности. Сопряжение данного типа получило очень широкое распространение ввиду наличия у него множества достоинств. Действительно, все, вроде бы просто: при необходимости скрепления привинчиваются две детали с подходящими параметрами резьбовой накатки. А чтобы рассоединить, достаточно выполнить действия в обратном порядке. Однако конструкция, созданная на основе резьбового соединения будет надежной при соблюдении определенных требований. Обо всем этом и поговорим.

Разновидности резьбовых соединений и применяемых крепежных элементов

В общем случае резьбовые соединения принято условно подразделять на:

Нормальные. Для сопряжения используются

Специальные. Резьба наносится на поверхность основных деталей узлов механизмов.

Применяются в резьбовых соединениях также шайбы и приспособления, называемые гаечными замками. Последние препятствуют самопроизвольному отвинчиванию стержневой крепежной детали либо гайки.

Для классификации резьб применяется множество критериев. Назовем лишь наиболее часто применяемые:

Подготовка деталей к сборке

Это очень важный предварительный этап формирования соединения. Он предполагает проверку:

СПО≤Dо-Dс.к.д., где

Dо – диметр отверстия;

Dс.к.д.. – диаметр стержня крепежной детали.

Если СПО>Dо-Dс.к.д., отверстия иногда подвергают совместному развертыванию.

Сборка соединения и ее особенности

Сборка резьбового соединения выполняется так:

Общие особенности

Глубина ввинчивания стержневого крепежа (обозначение Гл.Вв.) в гнездо нижнего скрепляемого объекта, изготовленного из чугуна, такая:

Гл.Вв.≥1,1×Dр., где

Dр.- диаметр резьбы.

Если же нижняя соединяемая деталь произведена из иного металла, тогда применяется другая формула:

Гл.Вв.≥0,8×Dр.

Вкручивание нужно проводить так, чтобы торец стержня крепежного элемента, на котором начинается резьбовая нить, выступал из гайки не меньше, чем на один виток, а лучше – на три. Отверстия под шплинты в болтах со шляпкой любой конфигурации и шпильках должны быть свободны от забоин.

Особенности болтового соединения

Во многих соединениях данного типа осуществляется одновременное центрирование болтов с целью определения правильного пространственного расположения скрепляемых компонентов конструкции (к примеру, положения крышки по отношению к стержню шатуна). Такие случаи предполагают вхождение болтов в гнезда с зазором (обозначение З) в диапазоне 0,02 мм≤З≤0,04 мм. Кроме того, должно выполняться еще одно требование. Формулируется оно так: изготовление стержня болта и формирование отверстия должно вестись с допуском малой величины и с чистотой их поверхностей высокого класса.

Нередко стержень крепежной детали изготавливают ступенчатым. Ее монтажу присущи следующие особенности:

Osobennosti boltovogo soedineniya.jpg

Особенности шпилечного соединения

Выполняется данное соединение так:

Закручиваться шпилька может четырьмя способами. Первый – на нее навинчивается сначала одна гайка, а вслед за ней другая так, чтобы они вошли в плотный контакт. Для придания шпильке вращательного движения рожковый ключ прикладывается к верхней гайке.

Второй способ несколько сложней. На некий болт предварительно навинчивается гайка, но не полностью, а так, чтобы от конца стержня до окончания накатанной в ней резьбовой нити оставалось хотя бы три витка. Затем это приспособление наворачивается на шпильку. Закрутить ее можно даже накидным ключом, приложив его к шляпке болта.

Третий метод реализуется только на шпильках, гладкая часть которых имеет не круглое, а квадратное сечение. Их завинчивание осуществляется гаечным ключом, прикладываемым именно к данной срединной части.

Четвертый способ предполагает наличие на торце шпильки шлица. Здесь все понятно: для закручивания применяется обычная отвертка.

Когда необходимо осуществить монтаж не одного десятка шпилек, рекомендуется делать это с использованием ручного инструмента с электро- либо пневмоприводом.

Особенности работы с гайками

Навертывание гайки на стержневой крепеж выполняется сначала усилием от руки. Навинчиваться она должна не излишне свободно (имеется в виду, с покачиванием), так как при ее затягивании может легко произойти срыв резьбовой нити. Если накручивание гайки происходит с трудом, обусловлено это может быть:

Последний момент очень важен. Ось резьбы на стержневом крепеже должна образовывать с плоскостью торца гайки прямой угол.

Соединение деталей, формируемое с применением большого количества гаек, требует соблюдение особого подхода. Заключается он в соблюдении правильной последовательности их затягивания. Сначала необходимо затянуть средние гайки, затем расположенные по соседству с левой и правой стороны, приближаясь постепенно к крайним посадочным местам. Так будет исключена возможность перекоса с последующим короблением сопрягаемого элемента.

Но и это еще не все. На начальном этапе все гайки необходимо затянуть, например, на треть затяжки, после этого – на две трети, а затем уже полностью.

Особенности установки прокладок

Чаще всего для уплотнения скреплений используются прокладки, изготовленные из материала, легко подвергающемуся деформированию. Таковым может быть железоасбест (например, прокладка ГБЦ силового агрегата автомобиля), пробка, композиционный листовой паронит, плотная бумага – картон.

Прокладки из картона

Допустимая неравномерность толщины таких изделий – не больше 0,1 миллиметр по всей длине. Если предполагаемая сфера применения картонных прокладок – препятствование подтеканию воды, их нужно смазать мастикой либо свинцовым суриком (формула Рb3О4). В случае их использования с целью предотвращения подтекания масла определенного типа, им же прокладки можно и смазывать. Применять для этого допускается также солидол. Условия хранения прокладочного картона – закрытое помещение:

Паронитовые прокладки

Разновидности паронитовых прокладок утверждены ГОСТом 481-80. В этом же нормативном документе содержится информация о возможности установки данных изделий конкретного типа в резьбовые неподвижные соединения. Приведем лишь один пример, касающийся прокладок из наиболее ходового материала – паронита общего назначения. Они размещаются в соединениях, обеспечивающих транспортировку следующих рабочих сред: перегретой воды с минимальным содержанием солей; перегретого насыщенного пара; аммиака, находящегося в жидком, либо газообразном агрегатном состоянии и др. Температура этих веществ не должна покидать диапазон -50°С≤Т≤+ 450°С, а максимально допустимое давление составляет 6,4 МПа.

При хранении паронитовых прокладок нельзя допускать попадания на них прямого солнечного излучения. Температура в помещении должна находиться в пределах 0°С≤Т≤+ 20°С.

Paronitovye prokladki.png

Пробковые прокладки

Влажность окружающей среды оказывает влияние на степень деформации этих изделий.

Не допускается установка подобных элементов, у которых наблюдается отклонение значений размерных характеристик от требуемых.

Железоасбестовые прокладки

По конструктивному исполнению такие прокладки обычно представляют собой 3 листа мягкого стального сплава марки 08, между которыми прокладывается асбест. Но в продаже можно найти вариант, в котором эти 3 пластины не стальные, а медные, с толщиной, находящейся в пределах от 0,2 мм до 0,3 мм.

Что же касается асбеста, то:

Стопорение крепежных элементов

Главный критерий, согласно которому способы стопорения подразделяется на виды –характер воздействия на крепежные элементы. На его основе выделяются 3 группы методов, препятствующих ослаблению резьбового соединения.

  1. Обеспечивающие формирование дополнительного трения за счет давления, направленного по оси либо ориентированного радиально. Наибольшее распространение из этой группы получило использование контргайки: ее затягивают после того, как основная гайка, собственно, и создающая скрепление, будет накручена до упора. Другой вариант – стопорение винтом. В одной из граней гайки высверливается отверстие, и в нем нарезается резьба.  Затем подбирается винт. Его длина должна немного превышать толщину грани гайки, а параметры резьбы – совпадать с характеристиками резьбовой накатки, ранее проделанной в боковом отверстии гайки. Дальнейшие действия такие: гайка накручивается до упора, после чего в имеющееся на ее грани гнездо ввинчивается стопорящий винт, пока он не войдет в соприкосновение со стержнем болта. Чтобы не допустить смятие резьбовой нити последней детали, перед винтом обычно помещают в отверстие шарик из мягкого металла, например, алюминия.

  2. Фиксирующие взаиморасположение компонентов болтокомплекта. В число этих методов входят фиксация проволокой, способными к деформации либо пружинными шайбами, а также шплинтование. Установка стопорной шайбы выполняется достаточно просто. Она подкладывается под гайку, ее ус вводится в паз, предварительно подготовленный на поверхности скрепляемой детали, а фрагмент самой шайбы деформируется так, чтобы он плотно прилегал к одной из граней гайки. Повторно применять данное изделие нельзя.

  3. Осуществляющие местную пластическую деформацию. Это, преимущественно, кернение. Проводиться данная операция может как со стержнем болта, так и с боковой поверхностью гайки.

Заключение

В заключение коротко об инструментах, применяемых при сборке резьбовых соединений. Они бывают с ручным приводом и приводом механизированным. К первым относятся обычные гаечные, а также торцовые, трещоточные, коловоротные и другие ключи. В число вторых входят т.н. гайковерты. Наибольшее распространение получили образцы данного инструмента с электрическим приводом (подключается к аккумулятору либо бытовой/промышленной сети), пневматическим приводом (требует наличие компрессора) и с гидравлическим приводом (подключается к насосу, оснащенному распределителем).



 

comments powered by Disqus