+7 (499) 372-77-77
(многоканальный)

Пн-Пт: 09:00 - 17:00
Сб-Вс: Выходной

+7 (495) 980-89-25
(офис в Житнево)

Пн-Пт: 08:00 - 16:30
Сб-Вс: Выходной

Неразъемные заклепочные соединения



Заклепочным называется соединение, выполненное с помощью заклепок. Состоит оно по крайней мере из двух объектов, произведенных, как правило, в виде листов/пластин. Преимущественная сфера применения заклепочных соединений в строительной индустрии – скрепление пролетов мостовых сооружений, конструктивных элементов промышленных зданий, эксплуатация которых будет вестись под воздействием динамических нагрузок, и прочих ответственных объектов. Что же касается производственной сферы, то без сопряжений, выполненных с помощью заклепок, не обходятся такие важные для экономики страны отрасли, как машино-, автомобиле- и приборостроение. Использование заклепочных соединений в этих областях промышленности обусловлено их устойчивостью при работе в условиях ударных и знакопеременных нагрузок

Особенности

Заклепка выглядит в виде цилиндрического стержня, на одном из концов которого имеется созданная при производстве закладная головка (поз. 1 на ниже размещенном рисунке). Другой же его конец изначально плоский. Но в процессе клепки он преобразуется в замыкающую головку (поз.2). В результате элементы конструкции плотно сжимаются, формируя неразъемное, абсолютно неподвижное и очень прочное соединение.

zaklepka.jpg

Заклепочный шов – это сопряжение деталей, образованное путем использования группы заклепок.

zaklepochniy shov.jpg

Отверстия, в которые будут устанавливаться данные крепежные элементы, выполняются:

У каждой заклепки имеется своя зона действия. При пересечении этих зон ближайших крепежных деталей соединение будет характеризоваться достаточной плотностью. В процессе расклепывания стержни заклепок подвергаются пластической деформации. Благодаря данному явлению, материал, из которого они изготовлены, заполняет отверстие, и скрепляемые объекты стягиваются. В итоге сдвигу подвергнутых склепыванию элементов конструкции препятствует, помимо сопротивления металла стержней, еще и сила трения, образовывающаяся между входящими в плотный контакт их поверхностями. Чтобы обеспечить плотность шва, нередко практикуется чеканка по кромкам соединяемых пластин, а также вокруг заклепок. Эта процедура заключается в пластическом деформировании листового металлопроката посредством, например, молотков с пневматическим приводом.

Создание заклепочного соединения

Формирование заклепочного соединения предусматривает выполнение ряда этапов. Для наглядности они представлены на картинке.

Sozdanie zaklepochnogo soedineniya.jpg

На рисунке приняты такие обозначения:

Рекомендации

Чтобы создать высококачественное неразъемное заклепочное соединение, следует прислушаться к советам профессионалов. Основные из этих рекомендаций представлены ниже.

Плюсы и минусы заклепочного соединения

Из преимуществ заклепочного соединения эксперты выделяют:

В этом плане существует еще один важный момент. Как известно, в качестве сырья для производства заклепок используются металлы, характеризующиеся высокой пластичностью. Их разрушение предваряет появление существенных остаточных деформаций. Данное явление – нечто вроде сигнала об угрозе выхода соединения из строя. Увидев его, нужно будет незамедлительно предпринять предупредительные меры.

И еще. Сегодня создаются объекты, в которых скрепление осуществляется не сваркой, а большим количеством деталей для клепки (летательные аппараты, мостовые сооружения и пр.). Такой подход вызывает появление поблизости от отверстий в сопрягаемых элементах концентраций напряжений повышенного уровня. Но если трещина и появится, область ее распространения ограничена лишь промежутком между ближайшими отверстиями. Основная же часть соединения сохранит свою целостность.

К недостаткам заклепочного соединения следует отнести:

Все эти недостатки настолько значимы, что соединения, формируемые посредством заклепок, в последнее время стали использоваться реже. Их заменили клеевые, сварные (где это возможно) и, кроме того, паяные соединения.

Применение

На фоне вышесказанного может возникнуть вопрос, в каких сферах производственной деятельности сохранилась актуальность скрепления элементов конструкции с использованием заклепок? Ответ на него звучит так:

Это же касается и деталей, прошедших этап финишной обработки. Сварка может вызвать их коробление по причине нагрева. Поэтому в данном случае ее применение недопустимо.

Особенно широкое применение получили заклепки для сопряжения разнородных материалов или тех, которые прошли этап холодной деформации (по-научному – были нагартованы), например, сталь-сплав на основе алюминия, холоднокатаный металлопрокат, соединения типа металл-неметалл.

Клепальные работы проводятся в значительном объеме в авиастроительной отрасли. В конструкцию современных лайнеров некоторых моделей входит, без преувеличения, просто огромное количество заклепок – свыше миллиона. Другие сферы широкого применения заклепочных сопряжений – процесс производства паровых котлов, строительство мостовых сооружений, в том числе железнодорожных, подъемно-транспортные механизмы и т.д.

Классификация заклепочных соединений

Подразделение заклепочных швов на классы производится по следующим критериям:

предназначение. Это швы:

взаимное расположение скрепляемых элементов. Наиболее распространенный вариант – заклепывание внахлестку. 

tipy zaklepochnyh shvov.jpg

Применяется также соединение встык с использованием накладок – одной либо двух;

tipy.jpg

Основные виды заклепок

Как видно, заклепочные соединения представлены в широком разнообразии. Благодаря данному фактору в сегменте метизов рынка стройматериалов присутствуют заклепки, отличающиеся как конструкцией, так и способом монтажа.

Выбор конфигурации закладной головки определяется предназначением соединения.

Материалы изготовления

В качестве сырья для производства заклепок используются цветные металлы и сплавы на их основе, стали, как легированные, так и углеродистые, а также материалы из неметаллов, которые нашли применение в сфере общего машиностроения. В частности, это:

  1. кипящие марок Cт15кп, Cт10кп, Cт3кп, Cт2кп;

  2. конструкционные качественные Cт15, Cт10;

  3. конструкционные обыкновенного качества Cт3, Cт2;

  1. алюминиево-магниевый AMг5;

  2. дуралюмин заклепочный Д18;

  3. технический, упрочняемый давлением AД1

и другие материалы. Они должны соответствовать следующим требованиям:

Заключение

Чтобы создать надежное заклепочное соединение, нужно корректно подобрать сами крепежные детали. Сделать это помогут нижеприведенные цифры. Диаметр заклепок должен быть таким:

                                               Dз=(1,5…2,0)×ψмин., где

Dз –искомый параметр (диаметр заклепки);

ψмин. – меньшая из толщин склепываемых пластин.

Длина выступающего сегмента стержня (обозначение L) под замыкающую полусферическую головку принимает значение из диапазона 1,2Dз≤L≤1,5Dз, а под головку впотай 0,8Dз≤L≤1,2Dз.



 

comments powered by Disqus