+7 (499) 372-77-77
(многоканальный)

Пн-Пт: 09:00 - 17:00
Сб-Вс: Выходной

+7 (495) 980-89-25
(офис в Житнево)

Пн-Пт: 08:00 - 16:30
Сб-Вс: Выходной

Опасно высокая температура. Ситуация на мировом и российском рынках стали: обзор за 28 марта — 4 апреля 2021 г

Сегодня на рынках стали наблюдается значительный перегрев. Спрос на продукцию металлургической отрасли в планетарном масштабе значительно превышает предложение. В результате данного явления потребители столкнулись с ее дефицитом, и, как следствие, с повышением цен. С особой слой это проявляется в КНР и Западных государствах. Но экономика РФ неразрывно связана с мировой. А это неминуемо приводит к подтягиванию стоимости металлопродукции во всех сегментах отечественного рынка изделий из стали к экспортному паритету.

Негативная ситуация

Уровень котировок на металлопрокат горячекатаный, поставляемый российскими заводами в государства Европейского Союза на условиях FОВ, достиг отметки 900$/1 тонна и более. Примерно такая же ситуация наблюдается и по другим направлениям – стоимость одной тонны FОВ иногда превышает 850$. Реакция металлургических комбинатов на такую тенденцию последовала незамедлительно. На май 2021 года они устанавливают для отечественных потребителей цены, страхуясь от колебаний российской валюты, в диапазоне 75 000…80 000 руб./1тонна, включая НДС.
Если сравнить с июнем-июлем прошлого года, то окажется, что такое подорожание уже почти двукратное. Эксперты расценивают это как негативный фактор для всей отечественной экономики. Объясняют они это так:

  • компании, использующие стальную продукцию, увеличивают объем расходов на ее приобретение;

  • стоимость готовой продукции остается неизменной, поскольку она не является величиной производной ни от импортных, ни от экспортных паритетов.

Следует учитывать еще один момент, касающийся не крупного бизнеса, а предпринимателей среднего уровня доходов, без которых, как в большинстве развитых стран, российская экономика полноценно существовать, а тем более развиваться, не может. Им и без того каждый год приходится сталкиваться с неминуемым увеличением издержек на оплату услуг, оказываемых «естественными монополиями», налоговых сборов и т.д. Ситуацию усугубляет понижение отпускных оптовых цен, но отнюдь не розничных, и стагнация спроса.

На этом фоне для некоторых представителей малого бизнеса резкий рост стоимости металлопродукции станет не то, что, как говорится, «последним гвоздем в крышку гроба», а уже целым своего рода костылем. В настоящее время перед отечественной экономикой возникла угроза, что ее значительная часть может попасть в затягивающую воронку бедности с неуклонно уменьшающимися объемами производства, снижающимися доходами и падающим спросом.

Решение проблемы

Можно ли выйти из данного положения исключительно за счет действия рыночного механизма, без вмешательства со стороны государства, естественным путем? В принципе, да. Как показывает практика, рынку характерна цикличность, то есть подъемы всегда чередуются со спадами. Вот только под вопросом находится продолжительность нынешнего периода безудержного роста.

Более определенная ситуация сложилась в государствах западной Европы. Анализ биржевых фьючерсов на листопрокатную продукцию позволяет сделать вывод, что предполагаемое снижение стоимостных показателей может начаться ближе к середине текущего 2021 года.

В этом плане США заметно отстают. По прогнозам экспертов, там горячекатаный покат начнет дешеветь хотя бы до отметки 1000$/1т не раньше I-го квартала 2022 года. Возвращаясь к разговору о положении дел в Евросоюзе, отметим, что:

  • металлургические комбинаты входящих в него государств обеспечены заказами (читай, работой) до конца августа-начала сентября;

  • а продажа стали оцинкованной некоторыми компаниями уже осуществляется в счет поставок IV-го квартала. Там не тешат себя надеждами, что понижение произойдет до конца будущего лета.

Особенности рынка Китая

В начале года Китай, как говорится, рванул вверх. Продолжается эта тенденция и сегодня. Во второй-третьей декаде марта объемы выпуска проката горячекатаного увеличились на 10%. Способствовали этому два фактора:

  • в округе Таншань были приняты и обрели силу закона ограничения, касающиеся сферы производства. К сведению: на долю металлургических предприятий этого региона в 2020 году пришлось примерно 13,5% от общего объема выплавки стали всей страны;

  • повышение спроса.

По прогнозам, опубликованным китайской консалтинговой фирмой «Мystееl», потребление стали и изготовленной из нее продукции в Поднебесной в апреле по сравнению с показателями этого же месяца прошлого года возрастет на 10%. При этом заслуживает внимания один момент. Так, в апреле 2020 года большая часть всех введенных ранее карантинных ограничений в Китае была отменена.

В настоящее время предприятия судостроительной отрасли, компании, специализирующиеся на выпуске бытовой техники и других товаров потребительского сектора, производители промышленного оборудования, а также машиностроители оформляют рекордное количество контрактов. На этом фоне совсем неудивителен прогноз вышеупомянутой компании «Мystееl», касающийся объема инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры страны. По итогам текущего 2021 года они будут больше показателей, зафиксированных в минувшем году, на немалые 16,4 процента и достигнут отметки 472 млрд. долларов (¥3.1трлн.).

Начиная со второго полугодия не исключен небольшой спад ажиотажа на китайском рынке. Но ожидается, что во ІІ-м квартале будет продолжать доминировать оживленность. Реальность такой ближайшей перспективы обусловливает фактор некоей неопределенности. Исполнительная власть страны в течение последних нескольких недель озвучивает планы в отношении экспортеров металлопроката. Их общий смысл сводится к отмене возврата НДС по поставкам стали за пределы Поднебесной.

Цель этого нововведения ясна: после того, как оно начнет действовать, на рынке страны останется больше продукции металлургической отрасли для внутреннего потребления. В результате ряд китайских предприятий резко повысили экспортную цену на прокат горячекатаный до отметки 850 дол./1т на условиях FОВ.

Металлургия США

Перспективу неминуемого подорожания ресурсов всех видов, в том числе и металлопродукции, подтверждает анализ инициативы президента Соединенных Штатов Дж. Байдена. Она предполагает выделение на ближайшие 8 лет суммы размером в 2,3 трлн. дол. Средства пойдут на

  • интенсификацию социального развития;

  • расширение, а также модернизацию инфраструктуры;

  • стимулирование промышленного производства;

  • ускорение внедрения безуглеродных технологий.

Больше третьей части этой суммы (порядка 650 млрд. дол.) будет направлена на национальную транспортную инфраструктуру. Так, предполагается отремонтировать 10 «экономически важных» и примерно 10 000 мостов «местного значения», а также 20 000 миль автодорог. Планируется также потратить 20 млрд. дол. на строительство подземных пешеходных переходов и израсходовать средства в таком же объеме на техническое оборудование, повышающее безопасность передвижения по автомобильным магистралям.

Не выпал из поля зрения и общественный транспорт. На его развитие, включая постройку внутренних водных путей и новейших аэропортов, уйдет 85 млрд. дол. Немного меньше – 80 млрд. дол. – предполагается вложить в национальную корпорацию Аmtrасk, специализирующуюся на пассажирских Ж/Д-перевозках. Объем финансирования программы, направленной на поддержку электромобилей, составит около 174 млрд. дол. Она включает также строительство немалого количества станций зарядки – порядка 460000.

Эта инициатива нашла одобрение среди руководства американских металлургических фирм. По подсчетам известного института АІSІ вложенный в развитие инфраструктуры один миллиард американских долларов продуцирует дополнительный рост спроса на продукцию этой отрасли на 45000 тонн. Еще один плюс данной программы – главенство принципа «Buy American». Он требует, чтобы использовался прокат и иные материалы исключительно, как это следует из названия, американского производства.

Реализация этой программы Штатами на собственных производственных мощностях была бы для мирового рынка предпочтительней. Как-никак, эта страна владеет необходимыми природными ресурсами всех видов, начиная с коксующегося угля, включая содержащие железо минеральные образования и заканчивая залежами лития (Lі) и меди (Сu). А привлечение соседних по континенту стран поспособствует решению проблем еще и с кобальтом (Со), никелем (Nі) и алюминием (Аl).

Но по мнению специалистов агентства Bloomberg не все так радужно. В опубликованной им статье содержится утверждение, что потенциал американской металлургии недостаточен для удовлетворения дополнительного спроса на прокат. Ввиду этого, отстройку национальной инфраструктуры США придется проводить в значительной мере прибегая к импорту. Такое решение вызовет дальнейший рост стоимости ресурсов.

Заводить разговор об успешном выполнении программы еще преждевременно. Дональд Трамп в начале своего пребывания в Белом Доме тоже собирался направить на развитие инфраструктуры 1 трлн.$. Но предложенный им проект не нашел поддержки в Конгрессе. Не настраивает на оптимистический лад и факт, что финансирование инициативы предполагается проводить за счет планомерного повышения «Corporate taxes» (прямых налогов с прибылей корпораций). Такой подход, безусловно, верный, но наверняка без изрядного сопротивления здесь не обойдется. В конце концов, американцы могут столкнуться с нехваткой ресурсов, как организационных, так и кадровых.

Перспективы

По мнению аналитиков, ожидать начала реализации инфраструктурных проектов США в текущем году не стоит. В лучшем случае это будет в I-м квартале 2022 года. Но нельзя быть уверенным в невозможности поднятия прямо завтра цен на стальную продукцию. Подтверждает этот тезис рост оптимизма в деловых кругах. В частности, странами ОПЕК было принято решение увеличить, начиная с мая объем добычи «черного золота». То есть руководители компаний нефтедобывающей отрасли убеждены, что к началу лета коронавирусный кризис в западных государствах будет, в основном, преодолен и карантинный режим начнет ослабевать.

Конечно, верить никто не запрещает. Но эти настроения говорят о многом. При этом меткомбинаты стран Евросоюза работают в условиях, практически, максимальной загрузки своих производственных мощностей с учетом возможностей в нынешних непростых реалиях. Ситуацию усугубляет отсутствие перспектив на то, что импортные ограничения в ЕС и Соединенных Штатах ослабнут в обозримом будущем. Поэтому ждать понижения стоимостных показателей стальной продукции в мировом масштабе пока не стоит. Таким образом, рассчитывать на понижение отечественными компаниями цены одной тонны металлопроката горячекатаного до уровня не выше 50000 рублей не приходится.

Заключение

Ценовая проблема становится сегодня настолько острой, что можно задуматься о вмешательстве для ее решения государства. Возможность такого подхода демонстрируют уже имеющиеся прецеденты. Речь идет, прежде всего, о событиях 2018 года. Тогда российской исполнительной власти удалось обуздать увеличение цен на горючее, причиной которого послужило все то же возрастание экспортного паритета. Недополучение нефтяными компаниями прибыли государство компенсировало введением т.н. демпферного механизма. Ничто не мешает внедрить схожий системный подход в отношении продукции металлургической отрасли.

05.04.2021


           

 
comments powered by Disqus