+7 (499) 372-77-77
(многоканальный)

Пн-Пт: 09:00 - 17:00
Сб-Вс: Выходной

+7 (495) 980-89-25
(офис в Житнево)

Пн-Пт: 08:00 - 16:30
Сб-Вс: Выходной

Риски, характерные сталелитейной индустрии, или когда наступит конец «стальной лихорадки»?

В последних числах мая были зафиксированы рекордные за всю историю наблюдений цены на сталь. Пережившая коронавирусный кризис и тотальные локдауны, металлургия стала достаточно уверенно и столь же быстро подниматься на ноги. Начали наращиваться объемы выпуска так, чтобы побыстрее компенсировать «пандемические» потери. Данный фактор обусловил резкое увеличение спроса на различные металлы, прежде всего, на сталь. А это, равным образом, привело к тому, что в отдельных секторах и государствах появились признаки дефицита сырья. Вместе с тем, сталь является основой многих видов продукции. Поэтому рост ее стоимостных показателей сопровождается ускорением темпов инфляции и повышением цен в сегменте потребления. Изучением данного аспекта занимаются организации, специализирующиеся на таких видах деятельности, как управление хозяйственными рисками и страхование торговых операций. Одна из них – компания СОFАSЕ. Рассмотрим оценки ее специалистов касательно перспектив сталелитейной отрасли в мировом масштабе на обозримое будущее.

Динамика цен

Интересно сопоставить динамику стоимостных показателей стальной продукции в разных регионах нашей планеты.

  • Китай. Возрастание цен на стальную продукцию с начала января по конец мая 2021 в КНР составило 30%. Специалисты СОFАSЕ объясняют это проявлением дисбаланса между предложением и спросом. В частности: объемы закупочных операций стальных сплавов на фоне достаточно быстрого восстановления активности мировой экономики демонстрируют постоянный рост; темпы расширения предложения не поспевают за стремительно возрастающим спросом.

  • США. Здесь тоже наблюдается рост стоимостных показателей продукции сталелитейной отрасли. В последних числах мая их уровень достиг исторического за последние 9 лет максимума. Причина кроется в посткризисном восстановлении экономической и деловой активности, которой способствуют ныне действующие тарифы на стальные сплавы, установленные еще, когда президентом был Дональд Трамп. Их условия облегчают американским меткомбинатам составлять конкуренцию зарубежным производителям.

  • Европа. В европейских государствах господствует тот же тренд: сталь дорожает. По мнению специалистов СОFАSЕ, обусловлено это совокупностью следующих факторов: обрабатывающая промышленность, находящаяся на стадии восстановления, проявляет к стальным заготовкам повышенный спрос; рост цен импортируемого сырья из- за высокой стоимости транспортировки.

Дефицит сырья и проблемы рентабельности

Деятельность отдельных звеньев межгосударственных промышленно-сбытовых цепочек сегмента производства стальной продукции, приостановленная или ограниченная введением локдаунов, а также общего падения уровня экономической/деловой активности в прежнем объеме не возобновлена. В США и государствах ЕС в I квартале дефицит стальных сплавов замечен не был – их, так сказать, «выпавшие» производственные мощности были достаточно быстро компенсированы усилиями трейдеров из КНР.

Но обстановка с поставками в иных регионах мира еще нестабильна. Сложности наблюдаются, к примеру, в государствах Латинской Америки, Республике Корея и др. А в Японии ряд меткомбинатов, прекративших работу из-за карантинных локдаунов, и поныне простаивают.

Проблемы у европейских предприятий металлургической промышленности имелись и до пандемии КОВИД-19. Это:

  • жесткая конкуренция со сталелитейными заводами, функционирующими в развивающихся странах;

  • недостаточная загруженность производственно-технологических мощностей.

  • строгие требования к экологическим аспектам выпуска стальной продукции;

  • устаревшее оборудование;

А коронавирусные ограничения снизили уровень рентабельности производства.

Особенности рынка Азии

Ряд металлургических заводов Евросоюза неизбежно закроется, причем уже в относительно недалеком будущем, поскольку баланс сил постепенно смещается в Азию. По причине бума урбанизации там спрос на сталь растет стремительными темпами. Прогнозы экспертов СОFАSЕ по этому региону на 2021 год выглядят так:

  • благодаря введению в эксплуатацию новых мощностей рост производства стали в Малайзии составит 10 миллионов тонн;

  • заводы на Филиппинах увеличат выпуск стальной продукции на 18 миллионов тонн;

  • меткомбинаты Мьянмы добьются роста производства стали на 4 миллиона тонн.

Аналитики СОFАSЕ ожидают, что по итогам 2021 года наибольший прирост объемов выпуска стальной продукции будет зафиксирован именно в Юго-Восточном регионе континента Азия.

Продолжая разговор о спросе, следует отметить факт возврата обрабатывающей индустрии большинства государств мира к допандемическим показателям. Восстановилась первой промышленная сфера КНР. Причина очевидна - в этой стране раньше других перестали практиковаться повсеместные локдауны. Кроме того, ее правительством были запущены на национальном уровне проекты, направленные на развитие инфраструктуры и расширение жилфонда. А если еще учесть предоставленную производителям властями Китая возможность получать льготные займы, то «стальной» бум в Поднебесной не покажется каким-то удивительным явлением.

Автопром

В выигрыше от относительно быстрого восстановления оказалась не только лишь обрабатывающая промышленность. Положительная динамика наблюдается и в автопроме. Так, превышение сектором продажи транспортных средств докризисного уровня было зафиксировано в КНР в III-м квартале минувшего 2020 года. Таким образом, превалирующая тенденция 2-х предыдущих лет – снижение темпов реализации автомобилей – была нарушена. Благодаря льготному кредитованию, все больше домохозяйств Китая, даже имеющих относительно ограниченный бюджет, приобретают автотранспорт.

Примерно такая же картина характерна и рынку США. В апреле 2021 года продажи легковых автомобилей достигли уровня 18,5 миллионов единиц. За последние 12 месяцев это самая большая цифра. Старт программы вакцинации в сочетании с теплой погодой способствовал снижению заболеваемости коронавирусом. Пришло время, когда потребители активно расходуют денежные запасы, отложенные, как говорится, «на черный день» во время локдаунов.

На рост продаж металлов оказывает существенное влияние повышение спроса на электромобили. Наиболее заметно это проявляется на тех, из которых производятся аккумуляторные батареи. Речь идет о кобальте (элемент Со), алюминии (Аl), литии (Lі) и меди (Сu).

Инфляция

Одной из основных проблем, с которыми столкнулись многие страны мира, является высокая инфляция. И начать борьбу с этим негативным явлением их исполнительные власти могут в ускоренном порядке.

Высокая стоимость стали приводит к значительному росту цен широкой номенклатуры товарных позиций для конечных пользователей. Многим компаниям приходится мириться с увеличением издержек, обусловленных дефицитом продукции определенных видов, который вызвало «выпадение» звеньев производственно-технологической цепочки из-за введения коронавирусных локдаунов. Приведем два примера.

  • Компания «Рено» ранее сообщала о том, что вынуждена повышать стоимость автомобилей по причине подорожания сырья.

  • Идентичная ситуация имеет место и в секторе бытовых электронных устройств современного потребительского рынка.

Возросшая стоимость стали сможет мотивировать бизнес-структуры стать на путь увеличения объемов производства. Но время, отпущенное «стальной лихорадке», все-таки когда-то закончится, причем, по прогнозам экспертов СОFАSЕ, этот момент уже не за горами. Поэтому велики риски по ее завершении резкого сокращения загрузки производственных мощностей. Это снизит рентабельность производств, основанных на высоких затратах. Речь в данном случае идет и о западноевропейских заводах. Один из них, расположенный британском городе Port Talbot, принадлежит компании Tаtа Stееl. Рост стоимости стали и всплеск спроса могут поспособствовать повышению на некоторый временной интервал его рентабельности. Но в обозримой перспективе ему вряд ли удастся составить достойную конкуренцию зарубежным поставщикам, предлагающим по достаточно невысокой цене высококачественную продукцию.

Экология

Правительство КНР с предельной четкостью обозначило стремление осуществить в металлургической промышленности своего рода «генеральную уборку». Так власти Поднебесной собираются:

  • уменьшить уровень экологического вреда, наносимого стране выбросами с меткомбинатов;

  • решить актуальную проблему избыточного количества производственных мощностей.

Прежде всего китайские регуляторы займутся старыми заводами, загрязняющими окружающую среду во много раз сильнее по сравнению с современными, и работающими при этом без серьезного контроля со стороны местной власти. И даже рост стоимостных показателей стали, вероятней всего, не побудит Пекин отказаться от амбициозных целей, заложенных в новый 5-летний план развития государства. Этим планом предусмотрены:

  • закладка юридически-правового и финансового фундамента, на основе которого будет проводиться улучшение экологической ситуации в КНР;

  • достижение на протяжении нескольких последующих десятков лет т.н. «углеродного нейтралитета».

Рост стоимости продукции сталелитейной отрасли позволит компаниям соответствующего профиля деятельности увеличить размер инвестиций в модернизацию технологических процессов и самих заводов в целом. Цель, преследуемая этими денежными вложениями, двуедина:

  • удовлетворение запроса на «зеленую» сталь как потребителей, так и инвесторов;

  • приведение процессов производства в соответствие жестким экологическим требованиям.

Однако рассматривать такой подход в качестве панацеи не стоит. В государствах с высоким темпом увеличения количества крупных населенных пунктов, где потребление продукции сталелитейной индустрии в пересчете на душу населения уже в обозримом будущем по прогнозам уменьшится, власти, скорей всего, не откажутся от выполнения всевозможных действий, направленных на снижение урона наносимого окружающей среде производством металлопроката.

Заключение

Подводя итоги, приведем мнение аналитиков компании СОFАSЕ относительно развития мировой металлургии. По их прогнозам, существенное повышение объемов прибыли сталелитейными заводами будет наблюдаться исключительно в краткосрочной перспективе. Что же касается перспектив средне- и долгосрочного характера, то рентабельность процесса производства в обоих случаях может снизиться. Такое развитие событий обусловят усилия регуляторов, направленные на снижение вреда, наносимого металлургическими заводами экологии окружающей среды. В ряде регионов, преимущественно европейских, количество работающих сталелитейных комбинатов будет неуклонно уменьшаться. Причина – неспособность выдержать острую конкуренцию с производителями из Азии. В России стоимость стальной продукции может оставаться достаточно высокой еще не меньше нескольких месяцев. Стоимостные показатели внутреннего рынка являются во многом величинами производными от повышенного спроса, наблюдающегося на рынке внешнем. Поэтому предпринимаемые в настоящее время российской исполнительной властью попытки сдерживания цен успехом не закончатся. Стоимость металла начнет падать лишь после того, как потенциал мировой экономики «восстановительного» посткризисного роста полностью исчерпается.

01.07.2021


           

 
comments powered by Disqus