+7 (499) 372-77-77
(многоканальный)

Пн-Пт: 09:00 - 17:00
Сб-Вс: Выходной

+7 (495) 980-89-25
(офис в Житнево)

Пн-Пт: 08:00 - 16:30
Сб-Вс: Выходной

После праздника возврат к рабочим будням. Обзор ситуации на российском и мировом рынках стали за 11-18 июля 2021 г.

Прошлая неделя, в конце которой отмечался День Металлурга, продолжала вносить оптимизм в настроение потребителей стальной продукции. Тенденция снижения стоимости металлопроката сохранилась. Обвалов и резких падений не наблюдалось. Но ценник за тонну все-таки на несколько тысяч единиц отечественной валюты просел. Продукция для строительной сферы – прокат с защитным слоем, фасонные изделия и арматура – снижаются в цене медленнее по сравнению с непокрытым листовым прокатом. Но стоимостные характеристики изменяются в одном направлении – вниз.

Российский рынок

Не далее, чем через 2 недели должны по плану Кабмина начать действовать пошлины на экспорт стальной продукции. При этом:

  • их введение уже не является объектом споров;

  • актуальным остался аспект коррекции численных ключевых показателей.

В частности, поступают совершенно правильные и абсолютно логичные предложения, касающиеся понижения минимальных тарифов на экспорт чугунного литья и заготовок. Реальная оценка ситуации показывает, что для этого сегмента металлургической отрасли показатель $115/тонна сильно завышен. Но, скорей всего, уровень базовой ставки все-таки останется прежним – 15%. Поэтому ожидать изменений в поставках металлопроката листового не стоит.

В результате не исключено увеличение прибыли от продажи стальной продукции в государства ЕАЭС, или от реализации даже на отечественном рынке по сравнению с ее поставками в страны дальнего зарубежья. С учетом этого, стоит ожидать продолжение дальнейшего падения стоимости металлопроката в РФ и в августе.

Но спад, по всей видимости, будет не таким уж существенным. В итоге:

  • российские цены остановятся на уровне, лишь на малую толику ниже зафиксированного экспортного паритета за вычетом пошлин. Причем это – при самом благоприятном раскладе;

  • проблемы со сбытом у меткомбинатов не возникнут, но возможно уменьшение маржинальности;

  • вероятность ценовых обвалов минимальна. Избыток предложений отечественному рынку не грозит: реальное потребление, фиксируемое, в частности, в сфере строительства, смело можно назвать хорошим.

По существу, сегодня происходит ликвидация дисбаланса между экспортными и внутренними котировками, который возник на исходе минувшей весны. С точки зрения рыночной экономики превышение вторыми уровня первых на 15000-20000 руб./тонна – полный нонсенс. А кода это явление перестанет иметь место, к чему, собственно, все сейчас и идет, российской металлургии придется ориентироваться на мировой рынок.

Ситуация на рынке Китая

Положение дел в металлургии за пределами нашей страны к середине июля, можно сказать, стабилизировалось. Но спрос все еще слабоватый. Обусловлено данное явление совокупностью следующих факторов:

  • пандемия COVID-19;

  • на Ближневосточном регионе наблюдается исключительно жаркая погода;

  • в европейских государствах стартовала пора летних отпусков;

  • дождливый сезон на азиатском континенте.

Стоимость сырья и металлопроката относительно стабильна. Но в лице КНР появился возмутитель спокойствия. По большому счету, правительство Поднебесной напоминает сегодня путника, желающего идти в одно и то же время на 4 стороны. Проявляется это, перво-наперво, в стремлении к уменьшению объемов выплавки стали. Так, в июне было зафиксировано снижение темпов роста до отметки 1,6%. Кстати, с апреля 2020 года – это наименьшее значение данного показателя.

Что же касается выплавки чугуна, то в сравнении с июнем прошлого года здесь отмечено проседание до 2,7%. Связано это не только со зловредным СО2 (это –углекислый газ), но и со вполне осязаемыми выбросами частиц пыли, негативно влияющих на здоровье сера- и азотсодержащих соединений, а также иных элементов таблицы Менделеева.

Подлежат учету также общие вопросы китайской производственной сферы. Так:

  • темпы роста ВВП за 6 месяцев 2021 года в целом составили 12,7%;

  • в I квартале текущего года этот показатель остановился на отметке 7,9%.

Удостоить такие результаты эпитета «впечатляющие» можно с большой натяжкой: в этот период прошлого года в Китае проводилась активная борьба с коронавирусом, сопровождающаяся задействованием значительных человеческих и производственных ресурсов.

На этом фоне не вызывает удивление реакция Народного Банка КНР: для коммерческих финансовых организаций им был снижен уровень резервирования. Расчеты аналитиков показывают, что данная директива предоставит возможность направить в кредитную сферу дополнительно порядка 1 трлн. ¥ (примерно 155 млрд. $). По прогнозам, это ободрит экономику, начавшую ощущать отрицательные эффекты, вызванные сокращением инвестиций в развитие инфраструктуры страны и в строительную индустрию.

Возвращаясь к разговору о финансовых учреждениях, стоит отметить один момент. Банковская система Китая является весьма мощным ресурсом для подъема национальной экономики. В частности,

  • размер совокупного капитала категории первого порядка четырех ведущих банков государства приближается к отметке 1,5 трлн.$;

  • по этому показателю в общемировом рейтинге они занимают, причем, достаточно уверенно, первые четыре позиции. А в число первых двадцати входит 9 кредитных организаций из КНР.

Однако китайские государственные мегабанки не позиционируются в качестве «пупа земли» либо своего рода «вещи в себе». Власти Поднебесной, рассматривают их как инструментарий, посредством которого можно финансировать реальный сектор национальной экономики.

Рост стоимостных показателей стальной продукции, наблюдающийся на рынке КНР, обусловило сочетание двух факторов:

  • сокращение производства;

  • спрос, обретший новое ускорение.

Основной подъем, правда, был отмечен в конце июня – начале июля. Однако и в предшествующие 7 дней уровень котировок на металлопрокат горячекатаный, а также арматуру повысился на 25,0-30,0$/т. Все это сопровождалось увеличением экспортных цен на всю продукцию китайских заводов. При этом местные меткомбинаты возобновили приобретение импортной заготовки, стоимостные показатели которой превысили отметку 710 $/тонна на условиях поставки СFR.

Если власти КНР не станут на путь принятия срочных мер, направленных на снижение стоимости стальной продукции, тогда подорожание местного металлопроката обеспечит отечественной металлургической отрасли крепкую надежную опору – планка разместится на уровне, ниже которого величину экспортных котировок вполне можно будет не опускать. К тому же, осень – тогда завершится сезон дождей на азиатском континенте –, как говорится, уже не за горами. Кроме того, теплится надежда на прекращение пандемических ограничений.

На этом фоне эксперты прогнозируют, что:

  • стоимость российского горячекатаного металлопроката, скорей всего, не опустится ниже отметки 900 $/тонна на условиях поставки FОВ Черное море. Хотя и поднятие до 1000 $/тонна тоже маловероятно;

  • нормальный средний интервал для заготовки на тех же условиях поставки будет таким: min 630$/тонна; max 680$/тонна.

Инфляция

Вышеуказанные цифры могут служить в качестве исходных данных при расчете равновесных цен, которые будут характерны внутреннему рынку.

Но главным фактором, обусловливающим дороговизну ресурсов, является монетарная политика государств Запада. В настоящее время она изменений не претерпевает. Однако цифры, отображающие июньскую инфляцию, которые оказались приблизительно такими же, как и в мае – тогда был зафиксирован 13-летний максимум –, у аналитиков вызывают опасения. Правда руководство FRS USA, а также европейских Центробанков заявляет, что беспокоиться нечего, мол, это «остаточные явления» прошлогодней дефляции. Но если инфляционные показатели, достигшие наиболее высокого уровня с 2008 года, сохранятся до конца лета-начала осени, придется принимать меры для борьбы с этим негативным явлением. Их перечень включает следующие основные пункты:

  • повышение учетных ставок;

  • ограничение либо полная приостановка выкупа ценных бумаг;

  • прекращение наполнения экономики не подкрепленными материально деньгами.

Этот подход обеспечит очень быстрое сокращение платежеспособного спроса.

В настоящее опасаться такого хода развития событий еще преждевременно. Поэтому горячекатаный металлопрокат в США сейчас приблизился к отметке 2000$/тонна на условиях поставок ЕХW. Но осенью все может поменяться.

Выбросы углекислого газа

Еврокомиссия на прошлой неделе, представила программу, направленную на радикальное уменьшение к 2030 году объема выбросов СО2. В этом документе содержится проект комплекса углеродных тарифов на металлопрокат, электрическую энергию, минудобрения, цемент, а также алюминий. Взимать их планируется с 2026 года, а рассчитывать раньше – с 2023 года.

Ассоциация «Русская сталь» критически отнеслась к данной новации. В опубликованном ею заявлении говорится, что:

  • «…введение в действие углеродных тарифов создает неравные условия в и без того усиливающейся конкуренции с западноевропейскими производителями…»;

  • «…обязательность внешнего контроля выбросов и усложненная европейская методология проведения расчетов могут стать главным административным препятствием, затрудняющим поставки в государства Евросоюза…».

Модель, которую предложила Еврокомиссия, действительно можно назвать весьма запутанной. Планируется принятие еще одного документа, отображающего уровни т.н. «углеродного следа» для любой стальной тарифицируемой продукции. Но расчету на начальном этапе будут подлежать лишь прямые выбросы. То есть, эмитируемые при производстве только конечной продукции.

К примеру, никакой роли не играет тип источника получаемой меткомбинатом электрической энергии. Насчитанный углеродный след будет идентичен при подключении к современным солнечным установкам или если ЛЭП будет протянута от ТЭС, работающей на угле. Предложенная система вызывает крайнее недовольство и среди европейских металлургов по причине возможной отмены для них разрешений на выбросы, полученных на бесплатной основе. В результате каждая тонна СО2 им обойдется больше чем в 50€.

Сложность системы прочувствуют, прежде всего, импортеры.

  • Сначала они должны будут приобретать сертификаты на объем выбросов СО2, образовавшемся при изготовлении покупаемой за рубежом стальной продукции.

  • Затем им придется обратиться за вычетами.

Бюрократам здесь есть где разгуляться.

Ключевая особенность формулируется так: из тарифа подлежит вычету сумма, потраченная на покупку разрешений на конкретный объем выбросов СО2, которые экспортер приобрел в своей стране. По этой причине углеродная тарификация не приведет к значительному снижению уровня конкурентоспособности отечественных меткомбинатов в сравнении с западноевропейскими.

Проблема, связанная с «декарбонизацией», в течение последних нескольких месяцев стала очень актуальной также для российских металлургических компаний. Ряд производителей уже запустили проекты, поставив перед собою цель снизить уровень выбросов СО2. Понятно, что без дополнительных денежных затрат здесь не обойтись. Причем руководство большинства таких компаний сомневается в пользе подобных расходов и видят в них причину повышения себестоимости продукции. Собственно, пока все так и происходит. Потребители металлопроката не ощутили от «декарбонизации» даже маломальского положительного эффекта, а только столкнулись с очередным повышением цен.

Заключение

Эксперты сегодня признают факт открытия климатического «окна Эвертона». И дуют сегодня из него отнюдь не еле заметные сквозняки, а самые настоящие ураганы. Поэтому совсем неудивительно, что даже со стороны высшего руководства РФ можно услышать заявления о необходимости придания высокого приоритета борьбе с выбросами СО2. При этом российские компании, хоть немного связанные с иностранными бизнес-структурами, вынуждены, наряду с озвучиванием потребных мантр, осуществлять лишние затраты – как говорится, выбрасывать деньги на воздух. Плохо, если такое климатическое безумие превратится в своего рода идею-фикс. Важно ему не поддаваться. Ведь сегодня перед человечеством стоит много животрепещущих проблем.

19.07.2021


           

 
comments powered by Disqus