+7 (499) 372-77-77
(многоканальный)

Пн-Пт: 09:00 - 17:00
Сб-Вс: Выходной

+7 (495) 980-89-25
(офис в Житнево)

Пн-Пт: 08:00 - 16:30
Сб-Вс: Выходной

Не совсем здоровая экономика. Мировой и российский рынок стальной продукции: обзор за период 1-8 августа 2021 года

Начало августа ознаменовалось в сегменте продукции сталелитейной отрасли мирового рынка новым поворотом. Китай стал на путь корректировки своей позиции. Из уст Председателя КНР г-на Ли Си Цзиньпиня прозвучало заявление со следующей смысловой нагрузкой: мол, кампанейщина и суета неэффективны в деле борьбы с глобальным потеплением, поэтому проявлять особую спешку и строить планы, направленные на достижение нереальных целей уже в ближайшей перспективе, не стоит. Китайские специалисты, проанализировав эти слова, сделали ряд выводов:

  • перед национальной металлургией не будет поставлена задача непременно вернуться к показателю объема производства прошлого года;

  • возникновение по крайней мере до конца осени текущего года дефицита продукции сталелитейной отрасли маловероятно;

Рынок КНР отреагировал незамедлительно: падение стоимости металлопроката за рассматриваемую неделю превысило $50/тонна.

Хотя называть данное явление переломом преждевременно. Скорей всего, пока это лишь своего рода коррекция. Выпуск металлопроката в Поднебесной все равно станет сокращаться, может быть просто не столь радикально. На фоне этих ожиданий уровень котировок железной руды, на протяжении всего июля превышавший $200/тонна на условиях поставки СFR Китай, упал до $170/тонна и снижение, вероятнее всего, будет продолжаться.

Помимо этого, компании металлургической отрасли КНР, допуская принятие закона о введении пошлин на экспорт, подстраховываясь, повышают цену своей продукции для зарубежных потребителей. В результате уровень котировок горячекатаного металлопроката китайского производства, как листового, так и сортового, превысил рыночные показатели, ввиду чего спрос на него упал, практически, до нуля. Сегодня в качестве основных конкурентов для отечественных меткомбинатов выступают сталелитейные заводы из Индии.

Коронавирусная пандемия стала самой острой проблемой в государствах Дальнего Востока. Так, во Вьетнаме ежедневное количество новых заболеваний уже исчисляется тысячами. Для борьбы с Ковид-19 власти объявляют в крупнейших населенных пунктах локдауны. Наряду с сокращением импорта горячекатаного металлопроката, Вьетнам и сам начал продавать свою стальную продукцию в европейские страны, причем, очень дешево как по меркам этого региона.

В Китае в день регистрируется порядка ста новых случаев. Здесь жителей сажают на строгий карантин и вводят жесткие ограничения на транспортное сообщение, имеющие широкомасштабный характер. При обострении эпидемиологической ситуации, не исключены серьезные последствия в экономике страны. Китайцы – суровая нация, и по прошлогоднему опыту можно смело ожидать, что с локдаунами власти не задержатся. Хотя, возможно будет достаточно и вариантов помягче.

Между тем, уровень спроса на импортируемую заготовку значительно просел. Опустились также ближе к концу рассматриваемой недели и встречные предложения, анонсируемые местными компаниями, до $660/тонна против фиксируемых в последней декаде июля $710/тонна-$725/тонна. Снижение стоимости металлолома в Республике Турция обусловило удешевление полуфабрикатов также на Ближнем Востоке. На этом фоне отмена российской исполнительной властью экспортной пошлины $115/тонна на заготовку, произведенную в нашей стране, является для отечественных меткомбинатов весьма актуальной.

Положение дел на отечественном рынке

На российском рынке радикальных изменений сегодня не наблюдается. Ни одна металлургическая компания не стала:

  • резко корректировать направление потоков своей продукции;

  • сокращать производство.

При этом значительно возросла привлекательность экспорта в Казахстан. А стоимость некоторых видов металлопроката на тамошнем рынке стала ниже российской. К слову, и казахстанский металлопрокат уже предлагается в РФ по выгодным для потребителя ценам.

Впрочем, и в нашей стране стоимость продукции из стали по всем секторам рынка продолжает перемещаться вниз. На листовой металлопрокат быстрее, а на фасонный и арматуру с учетом сезонного подъема в строительной отрасли и в очередной раз подорожавшего металлолома – медленнее. Потребители в раздумье оценивают уровень экспортных котировок, а также занимаются подсчетом паритета, принимая во внимание пошлины. Касательно горячекатаного металлопроката это меньше 70 000 руб./тонна, включая НДС.

Однако металл в России по-прежнему довольно-таки дорог. По этой причине г-н Белозеров, занимающий пост главы РЖД, запросил у государства выделение субсидии объемом 17 миллиардов рублей. За счет этих средств будет компенсировано повышение стоимости металлопродукции. Предлагается также альтернативный вариант – рост тарифов.

По всей видимости, это как раз тот случай, когда поступившие в государственную казну средства от взимания пошлин на экспорт металла нужно направить, причем целевым образом, на возмещение дополнительных расходов потребителей. Естественная монополия в лице РЖД свое обязательно отыграет, а от увеличения стоимости перевозок несладко станет всем, и металлургическим компаниям, в том числе.

Перспективы

После того, как пошлины были введены в действие, правительство приступило к решению вопроса, связанного с более тонкой регулировкой данного сложного механизма. Так, Минпромторг начал собирать сведения, касающиеся финансового состояния электрометаллургических компаний за последние 3 года. При этом подлежат учету такие факторы:

  • вступление в действие в РФ экспортных пошлин;

  • будущий ввод в государствах ЕС углеродной тарификации.

А Минэкономразвития в тесном контакте с Министерством финансов должно представить в Кабмин пакет предложений, направленных на модификацию фискальной системы с учетом специфики именно металлургической отрасли. Такой подход преследует цель обеспечить в будущем возможность налогообложения конъюнктурных сверхдоходов по повышенной ставке, не используя при этом экстраординарный инструментарий в виде экспортных пошлин. И по всей видимости, объявленное президентом повышение НДПИ, не будет последней из директив подобного рода.

Текущие особенности российской экономики

В один из дней рассматриваемой недели г-н Кудрин, занимающий должность Председателя Счетной Палаты, вновь привлек к собственной персоне внимание. В своем интервью PБK он заявил, что ныне в РФ господствует устаревшая модель народного хозяйства, не обеспечивающая высокие темпы развития экономики. Далее г-н Кудрин озвучил свое видение путей решения этой актуальной проблемы:

  • Россия должна пересмотреть объем и номенклатуру экспортируемых товарных позиций. Превалировать в поставках за рубеж должны не сырье вкупе с энергоносителями, а некие потребительские изделия, востребованные на общемировом уровне, например, новейшие типы смартфонов;

  • простимулировать экономический рост способно увеличение объема внутренних инвестиций. Но здесь без защиты прав собственности, а также без обеспечения большей свободой субъектов предпринимательской деятельности не обойтись.

Строго говоря, г-н Кудрин абсолютно прав. У современной модели российской экономики есть существенный минус, заключающийся в очень малом создании добавленной стоимости. На протяжении последних 30 лет в общемировом экономическом пространстве сформировался подход к системе разделения труда, ориентированный на образование большей части этой самой добавленной стоимости в сфере потребления, но отнюдь не в производстве.

Например, выпуском тех же смартфонов занимается зарегистрированная на Тайване компания Fохсоnn. Делает она это на площадях гигантских фабрик материкового Китая. Работают на данную компанию (внимание!)1,3 миллиона человек. Максимальная эффективность процесса производства в сочетании с большущей экономией на огромных масштабах обеспечивает себестоимость любого отдельно взятого гаджета не больше двух десятков единиц американской валюты. Причем данный показатель включает минимальную – всего несколько процентов – рентабельность только компании Fохсоnn. А у всех других предприятий-звеньев технологической цепочки, изготавливающим для нее детали из пластика и металла, чипы микропроцессоров и т.д., рентабельность еще меньшая.

Огромная разница между стоимостью смартфона, выставленного на продажу в предприятии торговли и ценой производителя обеспечивает достаточные прибыли всем, начиная от разработчиков новых моделей, включая маркетологов, и заканчивая продавцами. За счет этого западная, так сказать, «экономика услуг», позволяет себе высокий уровень доходов большинства жителей страны.

Но вернемся к тезисам г-на Кудрина. В отношении экспорта, отметим следующий момент. Россия является мировым лидером в двух высокотехнологичных отраслях: в атомной энергетике и сфере вооружений. Также довольно перспективно в этом плане и авиастроение. Имеется ряд точечных прорывов, например, графеновые (одностенные) нанотрубки и искусственный минерал сапфир. Однако массовой эту продукцию не назовешь. А в привлекательные ниши их участники так просто не впустят компании со стороны.

В плане предпринимательской деятельности действительно особую важность имеют 2 аспекта.

  • Надежная защита прав собственности, подкрепленная правовыми нормами. У общества, где гражданина можно очень просто лишить результатов его же трудовой деятельности, в том числе в сфере предпринимательства, нет будущего.

  • Увеличение прибыльности бизнеса, рассчитанного на массы населения. Не так давно представители ряда ведущих строительных организаций откровенно высказали правительству свое мнение о ныне действующей системе госзаказа. Она позволяет зарабатывать исключительно жуликам и авантюристам, занижающим ценовые показатели, и экономящим в ущерб безопасности возводимых объектов. Если работа ведется качественно, размер оплаты, зафиксированный в контракте, не компенсирует затраты. Эта точка зрения была жестко раскритикована Минфином и Минстроем, но нашла поддержку в Минэкономразвития.

Россия сегодня не столь богата, чтобы позволять себе изначально производить, так сказать, дешевку, а затем расходовать во много раз большие по объему средства на выполнение ремонта, переделывание ранее созданной конструкции и на устранение негативных последствий. Однако, анализ бюджетов проектов национального уровня показывает, что деньги у государства есть. Тогда почему бы ему не проявить инициативу по формированию экономического пространства, в котором зарабатывать можно много, не вступая при этом в конфликт с законом?

Заключение

Нашей действительно не совсем здоровой экономике нужно идти на поправку. Это позволит ей ускорить свое развитие. И ей станет по силам избегать копеечной экономии на благополучии людей, а также на качестве продукции. Без сомнения, это будет мощным рывком вперед.

09.08.2021


           

 
comments powered by Disqus