Пн-Пт: 09:00 - 17:00
Сб-Вс: Выходной
Пн-Пт: 08:00 - 16:30
Сб-Вс: Выходной
Подъем на отечественном рынке арматуры по многим признакам вошел в свою завершающую фазу, то есть приблизился к пику. Ценовые показатели достигли уровня, не фиксировавшегося даже в летние месяцы – 80 000 руб./тонна! Но, скорей всего, удержатся на этой отметке они недолго. Даже самому ажиотажному спросу беспременно приходит конец, что сейчас, собственно, и наблюдается.
Решить проблему увеличения стоимости металлопроката, предназначенного для использования в строительной сфере, взялось Минпромторг. Правда реакция на ее возникновение несколько запоздала. Поэтому меткомбинаты и металлотрейдеры, будучи вызванными, так сказать, «на ковер», смогут честно уверить, что новые повышения проводиться больше не будут.
Но в вышеуказанном Министерстве разрабатывают план превентивных мероприятий. В частности, рассматривается вариант увеличения пошлины на продажу за рубеж металлолома до отметки 100$/тонна. События последних нескольких месяцев, вроде бы, подтвердили правильность такого решения. Когда размер пошлины сначала составлял 45€, после чего возрос до 70€, поставки металлолома в страны дальнего зарубежья действительно сократились. Однако:
это сырье на отечественном рынке существенно не подешевело;
с середины осени его стоимостные показатели стабильно движутся вверх.
Закупочные цены меткомбинатов пока еще ниже рекордных цифр, которые были зафиксированы в первые две-три декады лета, но уже зимой, скорей всего, превысят их. Причина – банальная нехватка лома на рынке России. Вариант полного прекращения его поставок в государства, не входящие в СНГ, не спасает. Тогда объем внутреннего предложения если и возрастет, то всего на несколько единиц процентов.
Казалось бы, есть альтернатива в виде увеличения ломосбора. Но без понимания методики реализации этой идеи обеспечить ее достижение невозможно. Кроме того, в сегодняшних реалиях не ясно, можно ли это вообще сделать. Чрезвычайная зарегулированность данного сектора является препятствием для роста бизнеса.
В целом, российскому рынку черных металлов с недавних пор стала характерна одна небезынтересная особенность. Повышение цен на нем минимально привязано к происходящим за рубежом событиям. Причина данного явления кроется, прежде всего, в оживлении внутреннего спроса, вызванного проблемами с ж/д-поставками и ограниченного предложения.
Рост в арматурном секторе происходил на фоне подорожания сортового металлопроката и заготовки на общемировом рынке в первые полторы декады октября. Однако тот взлет давно прекратился и вероятность его возобновления в обозримой перспективе минимальна. По расчетам отечественных меткомбинатов срок выхода листового металлопроката на пик – это декабрь, но помешать тому может небольшая внешняя поддержка.
Резкое увеличение расходов компаний сталелитейной отрасли европейских государств, Республики Турция и Индии на электроэнергию, уголь – и коксующийся, и энергетический – и, кроме того, на природное «голубое топливо», не вызвало такое же существенное подорожание выпускаемой ими продукции. Уровень цен не устремился резко вверх из-за:
недостаточного спроса на металлопрокат;
усиления спада в КНР. Данный фактор не стоит сбрасывать со счетов всем игрокам мирового рынка.
Последняя неделя отличалась падением биржевых котировок на горячекатаный металлопрокат и арматуру в Поднебесной порядка 60$/тонна. Они откатились до уровня, наблюдавшегося в начале февраля 2021 года. Тогда экспортные поставки дешевого китайского металлопроката спровоцировали падение стоимостных показателей и на общемировом, и на отечественном рынке.
Истории свойственно повторяться. Котировки на заготовку в государствах Восточного и Юго-Восточного регионов азиатского континента в течение двух недель обвалились на 40$-60$ за одну тонну. Причиной данного явления послужили активные перепродажи в последних числах октября-первых числах ноября китайскими меткомбинатами заготовки, заказанной до начала кризиса с энергоресурсами. Это уже сказалось и на металлопрокате. В течение тех же двух недель уровень котировок на него стремительно упал до отметки 820$/тонна на условиях поставки FОВ. То есть примерно на 100$/тонна. Российские металлурги при этом хоть не остаются вне игры, но им придется сохранить цены в Азии такими же, как и в середине октября. Однако ситуацию для них может ухудшить возвращение китайского металлопроката на рынки ближневосточных государств и Республики Турция.
При этом рынок Китая в обозримой перспективе вряд ли восстановится. Строительная индустрия столкнулась с фактом ужесточения госрегулирования и снижением инвестиций. В первых числах ноября возникли проблемы финансового характера еще у ряда девелоперских организаций, ведущих свою деятельность на территории КНР и аккредитованных Гонконгской фондовой бирже. На рынке угля обстановка немного улучшилась. Однако прогнозы метеорологов не радуют – грядущая зима будет холодной. Поэтому отказ от ограничений на энергообеспечение предприятий промышленно-производственного комплекса вряд ли произойдет. По крайней мере, до прихода весны –наверняка.
На этом фоне остается надеяться на менее интенсивный спад потребления по сравнению с темпами сокращения производства стальной продукции в КНР. Также заслуживает внимания заявление национальной металлургической ассоциации Китая – СISА. В нем говорится, что страна не может отправлять на экспорт продукцию сталелитейной отрасли в больших объемах, поскольку:
государство должно проявлять заботу об энергосбережении;
правительство должно делать все возможное для сокращения объема выбросов вещества СО2 – углекислого газа.
Обеспечить это можно ограничением объема выплавки стали так, чтобы ее было достаточно лишь для удовлетворения потребностей экономики КНР.
Актуальность проблемы загрязнения атмосферы выбросами, в том числе от металлургических процессов, подтвердила конференция ООН по вопросам климата СОР26. Проходила она в Глазго (Шотландия) в период 31.10.2021-12.11.2021.
Между тем, съезд представителей климатического лобби сопровождался язвительными комментариями. В частности, отмечалось, что борцы с загрязняющими выбросами прибыли на целой, так сказать, стае бизнес-джетов, являющихся рекордсменами по величине продуцируемого углеродного следа среди транспортных средств гражданской авиации. А кортеж только одного г-на Байдена – президента США – состоял (внимание!) из 85 (восьмидесяти пяти) автомобилей, с силовыми агрегатами внутреннего сгорания, выхлопные газы которых значительно ухудшают экологию нашей планеты.
К слову, глава Белого Дома прибыл в Шотландию, образно говоря, на щите после неудачи в законодательном органе – Конгрессе. Нижней палатой не была утверждена президентская программа, предусматривающая выделение на стимулирование поэтапного перехода к безуглеродной энергетике и на ряд разнообразных социальных целей суммы порядка 1,75 трлн.$. Заблокировала этот план радикальная оппозиция, входящая в состав правящей партии. Ее представители считают, что цифра должна быть больше, по крайней мере, в 2 раза. Но избежать разгона инфляции в конечном итоге не удалось: после отбытия г-на Байдена в Шотландию, Конгрессом была утверждена программа инвестиций в развитие инфраструктуры объемом 1 трлн.$.
Приведем несколько интересных высказываний, прозвучавших на конференции СОР26.
Тот же президент США выступил в качестве противника увеличения инвестиций денежных средств в дело борьбы с выбросами газа метан (формула СН4) и в разработку нефтегазовых месторождений. Первая часть данного высказывания с большой степенью вероятности поставит под удар добычу в стране сланцевого газа. А это, кстати, основной источник энергии для электростанций, функционирующих в США. Затем он же подверг критике государства OПEK за недостаточное увеличение ими добычи нефти. А это якобы приводит к подорожанию высокооктанового топлива в США.
Очень яркая фраза прозвучала из уст Генсека ООН г-на Антониу Гутерриша. В своей наполненной эмоциями речи он обратился к народам мира с призывом прекратить добывать из недр земли полезные ископаемые и бурить ее. «…Тем самым народы «копают себе могилу»». Такое заявление вызвало даже некоторую оторопь у участников конференции СОР26. Энергетический переход в реальности неосуществим без резкого повышения объемов производства редкоземельных металлов, лития (Lі), кобальта (Со), никеля (Nі), меди (Сu) и алюминия (Аl). Чтобы подтвердить данный тезис, достаточно привести сведения, опубликованные консалтинговой компанией «Wood Mackenzie». Ее специалисты подсчитали, что для снижения объема выбросов СО2 до нулевой отметки к 2050 году, потребление только одного элемента Сu должно увеличиться к 2040 году на 19 миллионов тонн в сравнении с годом 2020.
Эта организация уверена в невыполнимости данной миссии. Половина из 20 самых крупных в мире медных рудников начала эксплуатироваться до начала Мировой войны 1939-1945 годов. А часть из них была введена в действие вообще в 19-м веке. В текущем 21-м столетии в мире было обнаружено и введено в разработку лишь одно месторождение, которое соответствует определению «крупное» - Kamoa-Kakula. Находится оно в Замбии. Предположительно объем добычи к 2028 году там приблизится к отметке 840000 тонн/год. Есть ряд крупных месторождений также на территории США. Но до сих пор они нетронуты. Просто местные законы в сочетании с особенностями процедуры оформления делают их освоение крайне затруднительным. В администрации Байдена уже подготовлен проект нормативного акта, предусматривающего возрастание в 2-3 раза выплат роялти от деятельности в горнодобывающей отрасли.
В лагерь мирового климатического лобби входят все западные политические лидеры. Этот конгломерат схож с динозавром-великаном, упорно продвигающимся вперед, не обращая внимания на трудности, вызванные тем, что его хвост крепко удерживает что-то.
На конференции СОР26 была обнародована цифра предположительной стоимости перехода к глобальному безуглеродному экономическому пространству – порядка 130 трлн.$. Причем весь этот немалый объем денежных средств планируется не только получить, но и израсходовать.
Ранее в качестве основного источника финансирования продвижения климатических проектов выступало государственное субсидирование. Теперь возникла угроза обрушения общемировой финансовой системы под действием вала эмиссионных денег. На ее фоне «нарисовать» необходимые триллионы как-то боязно. Поэтому придется раскошелиться населению и бизнесу.
В частности, рассматривается вариант введения общемировой системы взимания платы за продуцирование выбросов СО2. Предлагается, чтобы к 2030 году ее размер достиг 75$/тонна. Это означает, что на металлургические комбинаты ляжет дополнительная финансовая нагрузка, равная примерно 140$-150 $ за тонну стальной продукции.
Правительство Соединенного Королевства Великобритании заявило о необходимости обязательного составления каждой компанией плана обнуления выбросов СО2. При этом осуществление надзора за его выполнением должно быть возложено на некую независимую компетентную структуру. Руководитель британского Минфина г-н Rishi Sunak (Риши Сунак) заявил, что меткомбинаты, играющие в данном случае роль инвесторов, должны проявлять к климатической направленности вложений их денежных средств не меньшую тщательность, чем при расчете уровня прибылей и размера убытков. Данная инициатива получила поддержку в ООН, и эта организация озвучила призыв к ее реализации в общемировом масштабе.
На СОР26 была озвучена необходимость закрытия угольных электростанций:
ведущими государствами мира до конца 2040 года;
развивающимися странами – не позже 2050 года.
К этой официальной декларации присоединились даже Польша и Вьетнам. Напоминаем, что для этих государств угольная энергетика имеет первостепенное значение. Однако в число подписантов не вошли Австралийский Союз, Республика Индия, КНР и США.
В планы России тоже входит декарбонизация своей экономики. Озвучены ориентировочные сроки – 2060 год. Но необходимо создать предпосылки для:
генерирования большей доли электроэнергии гидро- и атомными электростанциями, топливный цикл которых является замкнутым;
обнуления выбросов теплоэлектростанций и централей за счет их улавливания естественным образом – лесными массивами и болотами.
Однако для нас это будет чужая игра по своим правилам. Позволят ли нам играть в нее таким образом – важный вопрос.
С большой вероятностью российский бизнес, оперирующий на международной арене, будет вынужден подстраиваться под западные правила. И тогда он столкнется с необходимостью проведения больших затрат на декарбонизацию. При этом рассчитывать на какую-то финансовую отдачу ему не стоит.
Сегодня в отчетах российских меткомбинатов, касающихся снижения удельных выбросов СО2, присутствуют очень небольшие цифры – единицы процентов. Но не исключено, что в будущем от них потребуют сокращение объемов эмиссии в несколько раз.
Впрочем, бить тревогу и заранее сокрушаться не стоит. По прогнозам синоптиков, грядущая зима будет суровой. А дыхание морозным чистым воздухом способствует проветриванию мозгов.
11.11.2021
Твитнуть |
Внимание! Данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и, ни при каких условиях, не является
публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ
© Компания Машкрепёж - основной поставщик крепежа в России, 1998-2024